Симптомы и лечение ВСД у детей

Вегето-сосудистая дистония (ВСД) широко распространенное патологическое состояние среди детей и взрослых, характеризующееся функциональными изменениями в работе внутренних органов. Формируется в результате не слаженного взаимодействия центров вегетативной автономной нервной системы, изменения активности симпатических и парасимпатических воздействий на тонус сосудов, секрецию биологически активных веществ в организме.
ребенок и врач

Факторы развития ВСД у ребенка

Вегето-сосудистая дистония у детей формируется под воздействием разнообразных факторов:

  • семейная генетическая предрасположенность;
  • особенности телосложения;
  • аномальное течение беременности и родов (гипоксия плода, энцефалопатия, внутриутробные инфекции, длительные или стремительные роды, родовые травмы);
  • психотравматические воздействия (конфликты в семье, высокие нагрузки в школе, особенности воспитания);
  • хронические заболевания - дыхательной, эндокринной, пищеварительной системы;
  • частые инфекционные заболевания и аллергические реакции;
  • нарушение двигательного режима (недостаточные или чрезмерные физические нагрузки);
  • перестроение гормонального фона в период быстрого роста и полового созревания;
  • переутомление, нарушения сна.

Симптомы вегето-сосудистой дистонии у детей

болит голова

Признаки ВСД у детей очень разнообразны, проявляются в зависимости от доминирования симпатических или парасимпатических эффектов. Различают несколько ведущих форм заболевания:

  1. Симпатотоническую.
  2. Ваготоническую.
  3. Смешанную.

При определении формы ВСД в первую очередь оцениваются изменения в работе сердца и сосудов, различают:

  • кардиальный тип – характеризуется изменениями в работе сердца аритмиями по типу тахикардии, брадикардии, экстрасистолии. Субъективно ребенок может жаловаться на боль в области сердца, ощущение остановки сердца, нехватку воздуха;
  • гипотензивный тип – характеризуется понижением цифр артериального давления, слабостью в мышцах, похолоданием и побледнением кожи, головокружением, предобморочным состоянием, снижением сердцебиения;
  • гипертензивный тип – отражается повышением значений артериального давления, сильными головными болями, головокружением, учащенным сердцебиением, покраснением кожи лица, повышенным потоотделением;
  • смешанный тип – не имеет конкретно выраженных симптомов, проявляется всеми вышеперечисленными признаками в различной степени.

Кроме изменения в работе сердца и сосудов ВСД у детей часто проявляется психоэмоциональными изменениями, нарушениями со стороны пищеварительной, дыхательной, терморегулирующей, мочеполовой систем.

Психоэмоциональные изменения проявляются:

  • перепадами настроения, апатичностью;
  • хронической усталостью;
  • чувством страха, тревоги;
  • нарушением аппетита;
  • депрессивным состоянием;
  • ухудшением сна, бессонницей;
  • замкнутостью.

Со стороны дыхательной системы, вероятно появление нарушения дыхания: в форме затруднения вдоха, выдоха или одышки без физической нагрузки. При изменении в работе пищеварительной системы дети жалуются на боли различной локализации в животе, часто связанные с нервным перенапряжением, рвоту, отсутствие аппетита, изменения стула. Нарушения деятельности мочеполовой системы могут проявляться ночным энурезом или недостаточным освобождением мочевого пузыря. При изменении терморегуляции наблюдается беспричинное повышение температуры в дневное время, озноб и снижение температуры ночью.

Особенностью клинической картины при ВСД является непостоянность жалоб и симптомов. Вегетативные кризы могут проявляться эпизодически или каждый день на фоне стресса, изменения погоды, физической нагрузки, но при этом общее самочувствие не ухудшается. Часто ребенок может изменять жалобы, по-разному описывать интенсивность, местоположение боли и свое состояние.

Диагностика

ребенок обследование головы

В связи, с большим разнообразием жалоб и проявлений, диагноз ВСД устанавливается способом исключения других органических и инфекционных заболеваний, протекающих с похожими симптомами. Помимо консультации педиатра, часто назначается обследование кардиолога, невролога, эндокринолога, психолога, гастроэнтеролога.

При диагностике особое внимание уделяют исследованию сердца, сосудов и нервной системы. Используются методы лабораторно-инструментального обследования, в частности:

  • электрокардиограмму;
  • холтеровское мониторирование;
  • ЭЭГ;
  • ЭхоЭГ;
  • ортостатические, фармакологические пробы для оценки вегетативной реактивности.

Лечение вегето-сосудистой дистонии

При выборе способа лечения у детей предпочтительно выбирают немедикаментозные методы лечения, фармакологические препараты применяются симптоматически в тяжелых случаях заболевания.

Немедикаментозное лечение направлено на изменение качества жизни, рекомендуется:

  1. Нормализовать режим дня – распределить равномерно время для занятий и отдыха, уделять большее внимание возрастным нормам сна.
  2. Исключить стресс-факторы в семье, школе.
  3. Адекватная физическая нагрузка, занятие не травматичными видами спорта, прогулки на свежем воздухе.
  4. Диета с уменьшением содержания острой, соленой пищи, копченостей, тонизирующих напитков. Питание должно быть регулярным, сбалансированным с высоким содержанием основных витаминов и микроэлементов.
  5. Психологическая коррекция, аутотренинг.
  6. Физиотерапевтические процедуры – электрофорез, электросон, магнитолазерная терапия. Водные процедуры (йодобромные, сероводородные, хвойные ванны, циркулярный душ), массаж, иглоукалывание, фитоароматерапия.

При неэффективности немедикаментозного лечения, назначаются лекарственные препараты. В детской практики предпочтении отдают:

  • седативным препаратам на основе лекарственных трав – седавит, персен, настойки валерьяны, боярышника, пустырника;
  • ноотропным средствам – пирацетам, фезам, юкамен, кортексин;
  • поливитаминным комплексам.

При тяжелых проявлениях ВСД в крайнем случае по показаниям и с учетом возрастных ограничений назначаются: антидепрессанты, транквилизаторы, антиаритмические и гипотензивные препараты.

Комментарии

Дети ещё такие маленькие, школьники, а уже всд. Мда... нагрузка в школе приличная. Пока уроки сделают уже и отдыхать некогда. Разве что только поспать ночью.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.